Жидкостный ракетный
двигатель, реактивный двигатель,
работающий на жидком ракетном топливе.
Схема ЖРД разработана К. Э. Циолковским
в 1903, доказавшим возможность
использования ЖРД для межпланетных
полётов. Предложенные им принципы
конструктивного решения ЖРД были
дополнены Ю. В. Кондратюком и
сохранились в современных двигателях.
Первые ЖРД были разработаны и
испытаны американским учёным Р.
Годдардом в 1923 и немецким учёным Г.
Обертом в 1929. Над созданием ЖРД за
рубежом работали французским учёный Р.
Эно-Пельтри, немецкие учёные Э. Зенгер,
Г. Вальтер и др. Первые отечественные
ЖРД: ОРМ (опытный ракетный мотор) и ОРМ-1
построены и испытаны в Газодинамической
лаборатории (ГДЛ) в 1930—1931 В. П. Глушко
; ОР-2 и двигатель-10 разработаны в Группе
изучения реактивного движения Ф. А.
Цандером и испытаны в 1932—33. |
Рис. 1. Кислородо-керосиновый 4-камерный
жидкостный ракетный двигатель РД-107 с
тягой 1 Мн (102 тс ) первой
ступени ракеты-носителя «Восток» (ГДЛ-ОКБ,
1954-57): 1 — рулевые камеры сгорания; 2 —
основные камеры сгорания; 3 — силовая
рама; 4 — газогенератор; 5 —
теплообменник на турбине; 6 — насос
окислителя; 7 — насос горючего.
|
Рис. 2. Схема подачи топлива в
жидкостном ракетном двигателе с
турбонасосным агрегатом: 1 —
топливные баки; 2 — парогенератор; 3 —
турбонасосный агрегат; 4 — форсунки; 5
— камера сгорания; 6 — сопло.
|
В 30-е гг. в СССР было создано
семейство ЖРД ОРМ-1 — ОРМ-102. Эти ЖРД
служили для отработки элементов
конструкций, обеспечивающих
зажигание, запуск, работу на режиме на
различных жидких топливах, а также для
практического использования в
летательных аппаратах (например, ОРМ-50,
ОРМ-52 и др.).
С 40-х гг. в СССР и за рубежом
разработано большое количество типов
ЖРД, нашедших широкое применение на
ракетах различного назначения и на
некоторых самолётах. В 1942 в Германии
были начаты лётные испытания ракеты
Фау-2 В. фон Брауна с ЖРД тягой 245 кн конструкции
В. Тиля. В 1943—46 на самолётах В. М.
Петлякова, С. А. Лавочкина, А. С.
Яковлева и П. О. Сухого были проведены
лётные испытания вспомогательных
авиационных ЖРД, созданных в Опытно-конструкторском
бюро, выросшем из ГДЛ (ГДЛ-ОКБ). В СССР в
начале 50-х гг. полёты совершали
баллистические ракеты, ЖРД которых
обладали значительно большей тягой. В
дальнейшем под руководством Глушко, А.
М. Исаева, С. А. Косберга и др. советских
конструкторов были разработаны и
созданы двигатели ( см. рис. 1 ),
обеспечившие полёты первых советских
искусственных спутников Земли,
искусственных спутников Солнца, Луны,
Марса, автоматических станций на Луну,
Венеру и Марс, космических кораблей,
всех геофизических и др. ракет в 1949—72.
ЖРД получили широкое развитие в США,
Великобритании, Франции и др. странах
|